ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 676 от 01.07.95 Об утверждении ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ об ОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 1995 гN 676

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ — СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении длядетей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля1991 гN 119 «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР» в части утверждения Временного положения об учреждениях для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В. ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 1 июля 1995 гN 676

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ — СИРОТ

И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919)

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для негосударственных образовательных учреждений для детей — сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, данное Типовое положение выполняет функции примерного.

Настоящее Положение является типовым для следующих видовобразовательных учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного,школьного возрастов, смешанный);

детский дом — школа, школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

абзац исключен.— Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 N 1117;

специальный (коррекционный) детский дом для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

специальная (коррекционная) школа — интернат для детей — сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

На основе настоящего Типового положения образовательное учреждение для детей —сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуется — учреждение), разрабатывает свой устав, который утверждается учредителем.

2. Основные задачи учреждения:

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

обеспечение социальной защиты, медико — психолого — педагогической реабилитациии социальной адаптации воспитанников;

освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

охрана прав и интересов воспитанников.

3. Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основеполного государственного обеспечения.

4. Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светскогохарактера образования.

5. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указамии распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениямиПравительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением.

II. Организация деятельности учреждения

6. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке,установленном законодательством Российской Федерации.

7. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно — правовую форму учреждения.

Учредителем (учредителями) государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителем (учредителями) муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.

Допускается совместное учредительство учреждения.

Учредительными документами учреждения являются решение учредителя (договор между учредителями) о его создании, а также устав учреждения, утверждаемый учредителем (учредителями).

Передача государственных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

8. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Права юридического лица в части ведения уставной финансово — хозяйственной деятельности возникают у учреждения с момента его государственной регистрации, а правона образовательную деятельность и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации,— с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

10. Учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счетав банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своимнаименованием.

11. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

12. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участиемучреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствованияобразования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрациии деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

13. Реорганизация и ликвидация учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Организация обучения и воспитания

14. Организация обучения и воспитания в учреждении строится с учетоминдивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.

15. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, трудаи отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

16. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением.

17. В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:

разновозрастные (не более 8 человек);

одновозрастные (до 4 лет — не более 5 человек, от 4 лет и старше — не более10 человек).

Количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходяиз потребности (численности).

В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классовне должна превышать 20 человек.

При проведении занятий в 1 — 11 классах по иностранному языку, в 5 — 11 классах —по трудовому обучению, физической культуре, в 10 — 11 классах — по информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление на две группы класса при наполняемости не менее 20 человек.

При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов и комплектование воспитательных групп с меньшейнаполняемостью.

В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого — педагогической и медико — педагогической комиссий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

18. В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой) аттестации, порядок выдачи документовоб образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляетсяв соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

19. Учреждение с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями,учреждениями и организациями может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

20. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников.

21. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности основываетсяна принципе добровольности.

В учреждении не допускаются принуждение воспитанников к вступлениюв общественные, общественно — политические организации (объединения), движенияи партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участиюв агитационных кампаниях и политических акциях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

22. Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а такжеучаствовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

IV. Участники учебно — воспитательного процесса,

работники учреждения, их права и обязанности

23. Участниками образовательного процесса в учреждении являются воспитанникии педагогические работники.

24. В учреждение принимаются:

дети — сироты;

дети, отобранные у родителей по решению суда;

дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

25. В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а такжедети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавшихот стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не болееодного года.

26. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

27. На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют:

решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении в учреждение;

направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение;

свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;

медицинские документы о состоянии здоровья;

документы об образовании (для детей школьного возраста);

акт обследования условий жизни ребенка;

сведения о родителях (законных представителях) (копии свидетельства о смертиродителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другиедокументы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

справку о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;

опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающихза его сохранность;

документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями;

пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взысканииалиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями (законными представителями));

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

заключение психолого — педагогической и медико — педагогической комиссий (для детей с отклонениями в развитии).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

28. При выпуске или переводе в другое учреждение воспитаннику выдаются:

свидетельство о рождении (паспорт);

справка о пребывании в учреждении;

документы о состоянии здоровья;

документ об образовании (для детей школьного возраста);

сведения о родителях или близких родственниках;

документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле.

29. Права и обязанности воспитанников определяются уставом учреждения и инымипредусмотренными уставом локальными актами.

30. Воспитанники учреждения имеют право на:

бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственнымиобразовательными стандартами;

защиту своих прав и интересов;

уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

удовлетворение потребности в эмоционально — личностном общении;

защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

развитие своих творческих способностей и интересов;

получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблемв развитии;

отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

31. Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

32. Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом.

В основные обязанности медицинских работников учреждения входят:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно — психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;

организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно — оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

медицинский контроль за выполнением санитарно — гигиеническогои противоэпидемического режима;

осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно —гигиенических требований в процессе трудового обучения;

профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья;

работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно —просветительских знаний.

33. Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении,консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляютпедагоги — психологи.

34. Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службойзанятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

35. Абзац утратил силу.— Постановление Правительства РФ от 30.03.1998 N 366.

Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения.

36. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом.Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимуюпрофессионально — педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальностии подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.

37. Отношения между работниками и администрацией учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

Абзац исключен.— Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203.

38. Работники учреждения имеют право на участие в управлении учреждениемв порядке, определенном уставом учреждения, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

39. Педагогические работники учреждения имеют право:

свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособияи материалы, учебники, методы оценки знаний воспитанников;

повышать квалификацию. С этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации;

на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам учреждения.

40. Педагогические работники учреждения периодически проходят медицинские обследования, которые проводятся за счет средств его учредителя (учредителей).

41. Учреждение устанавливает:

ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно —квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии, а такжеопределяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характерав пределах средств, направляемых на оплату труда;

структуру управления учреждения;

штатное расписание, распределение должностных обязанностей.

V. Управление учреждением

42. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», настоящим Типовым положением и его уставом.

43. Управление учреждением осуществляется на принципах единоначалияи самоуправления. Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

44. Исключен.— Постановление Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203.

45. Непосредственное управление учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203)

Наем (прием) на работу директора государственного учреждения осуществляетсяв порядке, определяемом его уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.

46. Директор учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствиис функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом учреждения.

VI. Имущество и средства учреждения

47. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за учреждением.

Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативномуправлении этого учреждения.

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществомв соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целямии законодательством Российской Федерации.

Земельные участки закрепляются за государственным или муниципальным учреждениемв постоянное (бессрочное) пользование.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203; в ред.Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)

48. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением,допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

49. Учреждение несет ответственность перед собственником за сохранностьи эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль за деятельностьюучреждения в этой части осуществляется собственником (уполномоченным им органом).

50. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями)в соответствии с договором между ними.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);

кредиты банков и других кредиторов;

средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

51. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных и местныхнормативов, определяемых в зависимости от вида учреждения и в расчете на одноговоспитанника.

Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя (учредителей).

52. Учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельностьи распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставоми законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.

53. Учреждение должно быть обеспечено в соответствии с установленныминормативами помещениями, сооружениями, автотранспортом и оборудованием для организации воспитательно — образовательного процесса, спортивных и массовыхмероприятий, питания, медицинского, хозяйственно — бытового и санитарно —гигиенического обслуживания, быта и отдыха воспитанников.

54. Не использованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъятыу учреждения или зачтены учредителем (учредителями) в объем финансированияследующего года.

55. Учреждение может осуществлять международное сотрудничествои внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.